Passive Magnetic Resonance Subsurface Exploration Technology

(PMRSE)  

 

Contents

General principles

Object of investigations

Information gained from PMRSE surveys

Database of resonance frequencies and content calibration tests

PMRSE equipment

Survey modes: mapping and sounding

 

 

 

Engineering survey, Crimea, 2006

 

Copper survey, Polar Ural, 2010

 

 

GENERAL PRINCIPLES

 

Passive Magnetic Resonance Subsurface Exploration Technology (PMRSE) is an innovative non-invasive method for performing subsurface investigations. The technology, invented and developed in Ukraine in the early 80’s, is based on the discovery of a neurotechnical method of a non-intrusive reception of natural electromagnetic fields of the Earth and extraction of a useful signal from electromagnetic noise using the phenomenon of stochastic resonance.

 

The fundamental principles applied in the PMRSE technology are:

1.   Every subsurface irregularity forms an electromagnetic anomaly emanating its unique frequency of electromagnetic radiation.

2.   Such electromagnetic frequencies can be extracted and measured in the field using the phenomenon of stochastic resonance.

 

The PMRSE measuring system is a biotechnical complex including electronic equipment and an operator who is connected to the equipment by means of special sensors. The principle of work of the PMRSE system consists in achieving the state of stochastic resonance.

 

In modern science, numerous experiments have demonstrated that in both biological and non-biological systems the use of noise of a certain intensity level can lead to a significant increase in a system sensitivity thus improving the probability of detecting the subthreshold signal of interest. This is stochastic resonance. In view of existing debates and some variations in interpretation of this phenomenon in modern science as well as its acknowledged multidisciplinary meaning it is worth noting that the essence of the phenomenon of stochastic resonance consists in a possibility of detecting/processing a weak subthreshold signal by applying/using noise of an optimum intensity level and here an important role is granted to the possibility of variation of the noise intensity.

 

In the presented PMRSE system such a state is achieved by superimposing the reference signal of the preset frequency of the substance of interest, which is generated and maintained by the electronic equipment, upon the natural electromagnetic radiation of the Earth received by a directional antenna (noise of the Earth), with the intensity of the noise, which is already summed up with the reference signal, smoothly and continuously incremented to reach the sensitivity threshold of nervous and muscular tissues of the operator or, in other words, to reach the state of stochastic resonance. Thus, the magnetic resonance signals associated with subsurface anomalies and coming in form of the general noise to the antenna and next to the operator are compared against the reference signal generated by the equipment. Then by modifying the noise intensity, the useful signal compared to the reference is extracted from the general noise and recorded based on the threshold effect which is manifested in the adaptive reaction of nervous and muscular tissues of the operator. At the same time the design of the measuring system, which provides for the possibility to adjust the sensory sensitivity threshold of nervous and muscular tissues of the operator, allows the operator to smoothly modify the value of the stimulating action and measure its optimal value in real physical units. The recorded value of the signal at a resonance frequency (value of the stimulating action) is estimated and converted to real concentration values mathematically based on the experimentally obtained relationships between the signal intensity at a preset frequency and the substance content.

 

Bedding depth of the objects of interest is determined using resonance wavelengths of radio frequency and a special calculation method. In calculations the resonance properties of antennas used and peculiarities of propagation of circular polarized electromagnetic waves, which form electromagnetic noise of the Earth, in the rock mass are taken into account.

 

The PMRSE investigations performed by different operators demonstrate a steady reproducibility of the results. As it is proved that biological organisms can sense changes in electromagnetic fields, a trained operator can selectively sense and extract needed signals from the general noise of the Earth and register their presence and intensity using the respective instrumentation.

 

OBJECT OF INVESTIGATIONS

 

The PMRSE technology is used to investigate any subsurface irregularities, both substantive and structural, with their unique resonance frequencies of electromagnetic radiation. It can be applied to survey all kinds of minerals (gas, oil, gold, ores of different metals), aquifers, tectonic fractures, landslides, karst, sites of chemical subsurface contamination, etc.

 

 

 

INFORMATION GAINED FROM PMRSE SURVEYS

 

PMRSE technology can provide the following information on geological objects:

    presence

    composition

    boundary in plan

    bedding depth and thickness

    structure and structural attitude

    content and its spatial changes

 

 

 

Magnetite survey, Australia, 2010

 

DATABASE OF RESONANCE FREQUENCIES AND CONTENT CALIBRATION TESTS

 

One of the main principles applied in the PMRSE technology is that any subsurface irregularities form anomalies, which have their unique resonance frequencies of electromagnetic radiation.

 

When exploring for a specific substance the PMRSE measuring system is tuned to its resonance frequency generated and maintained by the equipment, which serves as a reference signal during field measurements. Next, the general electromagnetic noise of the Earth received by the antenna is compared to the reference signal and by means of variation of the noise intensity a useful signal is extracted from the noise and the strength of the signal at a resonance frequency is recorded. At present, the PMRSE database includes resonance frequencies for more than 80 most widespread chemical elements and compounds.

 

To determine content of the substance of concern in rocks in natural occurrence the signal intensity is calibrated using artificial models (rock samples with different substance content) or natural objects with known content and density of the substance of interest. By means of such tests an experimental relationship between the signal intensity at a preset frequency and the substance content can be determined. This allows carrying out subsurface exploration for different kinds of minerals, chemical elements and compounds, and present the field results in real concentration values. For 65 out of 80 substances presented in the PMRSE database of resonance frequencies such calibration tests are already performed and experimental relationships between the signal intensity at a preset frequency and the substance content are determined.

 

 

 

 

 

 

 

 

PMRSE EQUIPMENT

 

The PMRSE equipment applied for field survey consists of a portable electronic device about 8 kilograms in weight which is fitted with reference generators of electromagnetic waves, processor, built-in memory and GPS, connector for a standard computer port and a battery for 7-8 hours of autonomous work. The measuring complex also includes a small directional electric antenna for receiving signals of circular polarization, neurosensors for connecting operator to the device, a notebook to transfer field acquired data from the device as well as other servicing and measuring devices.

 

The electronic unit of the measuring complex is quite compact and convenient for work afoot. The electronic equipment of the measuring complex is used to run remote measurements and record signals at a resonance frequency.

 

 

 

 

 

 

  Example of mapping:

zoom in

 

 

Examples of sounding:

zoom in

SURVEY MODES: AREAL MAPPING AND DEPTH SOUNDING

 

A comprehensive PMRSE field survey is achieved by a combination of two survey modes: areal mapping and depth sounding. While mapping allows exploring subsurface objects in plan, soundings allow exploring subsurface objects in a vertical perspective.  

 

The PMRSE mapping is a process of delineating the boundaries of distribution of the substance of interest and is performed by way of intersecting surveyed objects along profiles. The distance between survey profiles depends on details required and accessibility of the territory. The frequency of records on the profile depends on the speed of movement. When moving along profile one operator can make records of one parameter at a time. Usually this is the content of the substance of interest. By performing mapping of the area it is also possible to trace tectonic faults, caverns, contacts of rocks, etc. 

 

When doing the mapping the work productivity depends on exploration details required and a vehicle used. If exploring afoot, in 1 working day one operator can cover the grid of profiles total 6-8 km long taking readings for one parameter. Using a car such measurements can be performed on the grid of profiles total 100-150 km long.

 

The results of mapping allow plotting areal maps of mineral deposits or plumes of chemical contamination of underground water or soils in form of projections on the daylight surface or in form of slice-maps at a set depth. A PMRSE map of chromite ore deposits at a set depth is presented as an example on the left.

 

The PMRSE depth sounding, as a standard well log, allows exploring subsurface objects vertically or at an angle but the method does not need well drilling. The step/interval for signal measurements down the "hole" can vary from 10 cm to 1 m depending on details required to the depth of 5000 m.

 

The resolution and the minimum step of measurements during soundings depend on the resonance wavelength of the objects of concern as well as resonance properties of the antenna. With each step of measurement the substance content is measured in the rock column 10 cm in diameter and from 1-2 cm to a few decimeters in height depending on the resonance frequency of the surveyed substance. During soundings all the measurements are discrete but when the measurements are performed with a resonance wavelength ratio taken into account, the technology can provide a continuous description of the geologic section.

 

Each selected location is usually surveyed for a number of parameters. To get a complete description of the geologic section the obligatory parameters for measurements are density of rocks in their natural occurrence, content of two or three rock-forming minerals and possibly moisture of rocks – for layering the cross-section, determining the watering of rocks and a possible position of the mineral(s) of concern. Additionally, the measurements of content of the substances of concern are carried out to the whole exploration depth or in a set depth interval. The substances of concern can be any kinds of minerals in exploration projects and chemical compounds of a technogenic origin in environmental projects.

 

When doing vertical soundings the work productivity depends on the step of measurements and the number of parameters measured. When measuring one parameter with the step of 10 cm one operator in 1 working day can perform up to 1000 running meters of soundings. When measuring one parameter with the step of 1 m one operator in 1 working day can perform up to 10,000 running meters of soundings. Taking into account at least 4-5 parameters usually measured at one location, one operator in one day can perform a comprehensive sounding with the step of 10 cm to the depth of 250 m and with the step of 1 m to the depth of 2500 m.

 

The results of soundings allow plotting lithologic columns, geologic sections, structural maps, maps showing bedding depths of underground water and other geologic models.

  

Home

ТЕХНОЛОГИЯ ПАССИВНОЙ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНОЙ ЛОКАЦИИ НЕДР

(ПМРЛН)  

 

Оглавление

Основные принципы

Предмет исследований

Информация, получаемая в результате исследований

База данных резонансных частот и определение содержания

Оборудование ПРМЛН

Режимы исследований:
площадные картирования и глубинные зондирования

 

 

 

Инженерно-геологические исследования,
Крым, 2006 г.

 

Исследование залежей меди,
Полярный Урал, 2010 г.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

 

Пассивная магнитно-резонансная локация недр (ПМРЛН) – это инновационная технология неинвазивных подземных исследований, разработанная в Украине. Технология основана на открытии нейротехнического метода бесконтактного изучения естественных электромагнитных полей Земли и выделении полезного сигнала из электромагнитного шума, используя явление стохастического резонанса.

 

Основопологающими принципами, на которых базируется технология ПМРЛН, являются:

1.      Любые подземные неоднородности образуют электромагнитные аномалии с присущими им уникальными частотами электромагнитного излучения.

2.      Эти частоты можно выделить и измерить, используя явление стохастического резонанса.

 

Измерительная система ПМРЛН представляет собой биотехнический комплекс, включающий электронное оборудование и оператора этого комплекса, который подключен к оборудованию посредством специальных датчиков. Принцип работы всей измерительной системы ПМРЛН заключается в достижении состояния стохастического резонанса.

 

Современной наукой множественными экспериментами продемонстрировано и доказано, что в биологических и небиологических системах использование шума определенной интенсивности может приводить к существенному повышению чувствительности системы, улучшая, таким образом, вероятность обнаружения полезного подпорогового сигнала. Это и есть стохастический резонанс. В виду существующих дискуссий и, как следствие, некоторых вариаций в интерпретации данного явления в современной науке, а также его широкого мультидисциплинарного значения стоит отметить, что суть явления стохастического резонанса заключается в возможности детекции/обработки слабого подпорогового сигнала с помощью наложения/использования шума определенной оптимальной интенсивности, при чем важную роль играет именно возможность вариации интенсивности шума.

 

В представляемой системе ПМРЛН такое состояние достигается наложением опорного сигнала частоты исследуемого вещества, генерируемого прибором, на принимаемое направленной антенной естественное электромагнитное излучение Земли (общий шум Земли), при плавном увеличении интенсивности шума, сложенного с опорным сигналом, до достижения порога чувствительности нервно-мышечных тканей оператора или, другими словами, достижения состояния стохастического резонанса. Таким образом, магнитно-резонансные сигналы, связанные с подземными аномалиями и поступающие в виде общего шума Земли на антенну и далее на оператора, сравниваются с опорной магнитно-резонансной частотой исследуемого вещества, которая генерируется и поддерживается прибором. Далее посредством регулирования интенсивности шума полезный сигнал, попадая в резонанс с опорной частотой, выделяется из общего шума и регистрируется по пороговому эффекту, который выражается в адаптивной реакции нервно-мышечных тканей оператора. При этом система измерений, которая построена на возможности управления сенсорным порогом чувствительности нервно-мышечных тканей оператора, позволяет плавно изменять величину стимульного воздействия и измерять его оптимальную величину в реальных физических единицах. Полученная величина сигнала на резонансной частоте (другими словами, величина стимульного воздействия) оценивается и пересчитывается в реальные единицы концентрации вещества математическим путем на основании экспериментально полученных зависимостей между интенсивностью сигнала на заданной частоте и содержанием самого вещества.

 

Определение глубины залегания изучаемых объектов осуществляется по резонансным длинам волн радиочастотного диапазона по специальной методике. В расчетах учитываются резонансные свойства применяемых антенн и особенности распространения в толще горных пород циркулярно поляризованных электромагнитных волн, составляющих электромагнитные шумы Земли.

 

Исследования ПМРЛН, выполняемые разными операторами, демонстрируют стабильную воспроизводимость результатов. Поскольку различными исследованиями доказано, что биологические организмы могут чувствовать изменения в электромагнитных полях, обученный оператор с помощью приборного обеспечения способен селективно вылавливать из общего шума Земли нужные сигналы, связанные с исследуемыми подземными аномалиями, и регистрировать их наличие и силу с помощью прибора.

 

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Предметом исследований с применением технологии ПМРЛН являются любые подземные неоднородности, вещественные и структурные, с присущими им уникальными резонансными частотами электромагнитного излучения. Технология применима для поисков и исследования различных видов полезных ископаемых (газ, нефть, золото, руды различных металлов), водоносных горизонтов, тектонических разломов, оползней, карста, участков химического загрязнения подземной среды и т.д.

 

 

ИНФОРМАЦИЯ, ПОЛУЧАЕМАЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Технология ПМРЛН позволяет получить следующую информацию о геологических объектах:

    наличие

    состав

    границы распространения в плане

    глубина залегания и мощность

    структура и элементы залегания

    содержание и его пространственные изменения

 

 

 

Исследования месторождений магнетита,
Австралия, 2010 г.

 

БАЗА ДАННЫХ РЕЗОНАНСНЫХ ЧАСТОТ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВЕЩЕСТВА В ПОРОДЕ

 

Один из основных принципов, применяемых в технологии, заключается в том, что любые подземные неоднородности образуют аномалии поля с присущими им уникальными резонансными частотами электромагнитного излучения. При исследовании конкретного вещества измерительная система настраивается на его резонансную частоту, генерируемую и поддерживаемую прибором, которая служит во время измерений в качестве опорной. Далее принимаемый общий электромагнитный шум Земли, излучаемый подземными аномалиями, сравнивается с опорным сигналом и с помощью вариации интенсивности шума происходит выделение из шума полезного сигнала, а также регистрация силы сигнала на резонансной частоте. В настоящее время база данных ПМРЛН насчитывает более 80 резонансных частот наиболее распространенных химических элементов и соединений.

 

Для определения количественного содержания исследуемого вещества в породе в естественном залегании проводятся тарировочные испытания на искусственных моделях (образцы с разными содержаниями вещества) или природных объектах с известным содержанием и плотностью тестируемого вещества. С помощью таких испытаний определяется экспериментальная зависимость интенсивности сигнала на частоте исследуемого вещества от его содержания. Это позволяет проводить подземные исследования содержаний в горных породах многих видов минералов, химических элементов и соединений, а их результаты представлять в реальных концентрациях исследуемого вещества. Для 65 веществ из 80, представленных в базе данных резонансных частот ПМРЛН, тарировочные испытания выполнены и получены экспериментальные зависимости интенсивности сигнала на заданной частоте от содержания исследуемого вещества.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ ПМРЛН

 

Оборудование ПМРЛН состоит из портативного электронного прибора весом около 8 кг, который снабжен опорными генераторами электромагнитных волн, процессором, собственной памятью, встроенной GPS-антенной, устройством для подключения к стандартному порту компьютера и автономным питанием на 7-8 часов непрерывной работы. Также измерительный комплекс включает направленную малую электрическую антенну для приема сигналов циркулярной поляризации (электромагнитного шума Земли), нейродатчики для соединения оператора с прибором, ноутбук для передачи полевых данных с прибора, а также другие сервисные и измерительные приборы.

 

Электронный блок измерительного комплекса достаточно компактный и удобный для работы с ним при необходимости в пешеходном варианте. С помощью электронной аппаратуры измерительного комплекса осуществляется управление процессом дистанционных измерений и регистрация сигнала на частоте резонанса.

 

 

 

 

 

 

 

  Пример картирования:

увеличить рисунок

 

 

 

Примеры глубинного зондирования:

 

увеличить рисунок

РЕЖИМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ:

ПЛОЩАДНЫЕ КАРТИРОВАНИЯ

И ГЛУБИННЫЕ ЗОНДИРОВАНИЯ

 

Технология ПМРЛН применяется в двух режимах исследований: в режиме площадного картирования – для изучения подземных объектов в плане, и в режиме глубинного зондирования – для изучения подземных объектов в вертикальном измерении.  

 

Картирование представляет собой процесс оконтуривания границ распространения исследуемого вещества и выполняется пересечением изучаемых объектов по отдельным профилям или маршрутам. Расстояние между профилями исследований определяется в зависимости от требуемой детальности исследований и доступности местности. Частота замеров на профиле теоретически не имеет ограничений и зависит только от скорости перемещения. При движении по профилю одним прибором записывается один параметр. Как правило, это содержание исследуемого вещества. В режиме картирования возможно также прослеживание тектонических разломов, карстовых полостей, контактов горных пород и др.

 

Производительность работ при картировании зависит от детальности исследований и применяемого транспорта. В пешеходном варианте за один рабочий день возможно выполнение измерений одного параметра по сети профилей общей протяженностью 6-8 км. С автомобиля такие измерения возможно выполнить по сети профилей общей протяженность до 100-150 км.

 

По результатам картирования составляются карты площадного распространения залежей полезных ископаемых, ореолов химического загрязнения подземных вод и грунтов в виде проекций на поверхность или карт-срезов на заданной глубине. Одна из таких карт распространения рудных залежей хромита на заданной глубине, составленная по результатам картирования ПМРЛН, представлена в качестве примера слева.

 

Глубинное зондирование по технологии ПМРЛН, подобно стандартному каротажу, позволяет изучать геологический разрез в вертикальном и наклонном измерении, но при этом не требует бурения скважин. Зондирования в зависимости от решаемых задач выполняются по определенной заданной сетке или в произвольно выбранных точках. Шаг регистрации сигнала может варьироваться от 10 см до 1 м в зависимости от детальности исследований от поверхности земли до глубины 5000 м.

 

Разрешающая способность и минимальный шаг измерений при зондировании зависит от резонансной длины волны вещественных объектов, которые исследуются, а также от резонансных свойств антенны. При каждом шаге измерения содержание вещества измеряется в столбике породы диаметром 10 см и высотой от 1-2 см до нескольких дециметров  в зависимости от резонансной частоты самого вещества. Все замеры при зондировании являются дискретными, но при измерениях, выполненных с определенной кратностью резонансной длине волны, обеспечивается непрерывная характеристика геологического разреза в точке зондирования по изучаемому параметру.

 

Каждая отдельная точка обычно исследуется по нескольким параметрам. Для полной характеристики геологического разреза обязательными параметрами для измерений являются плотность горных пород в их естественном залегании, содержание двух-трех породообразующих минералов и в некоторых случаях влажность пород – для расслоения разреза, определения обводненности горных пород и определения возможного положения интересующих веществ. На всю глубину исследований или в заданном интервале глубин дополнительно производятся измерения содержания веществ, которые являются объектом поиска: различные виды минерального сырья – в геологоразведочных проектах, химические соединения техногенного происхождения – в экологических проектах.

 

Производительность работ при зондировании зависит от шага измерений и количества измеряемых параметров. При измерении одного параметра с шагом 10 см за рабочий день один оператор может выполнить до 1000 пог.м. зондирований. При измерении одного параметра с шагом 1 м за рабочий день один оператор может выполнить до 10 000 пог. м зондирований. Учитывая то, что в одной точке обычно проводятся измерения 4-5 параметров, то за один день с шагом 10 см можно выполнить комплексное зондирование до глубины 250 м, а с шагом 1 м до глубины 2500 м.

 

По результатам зондирования могут составляться отдельные литологические колонки, геологические разрезы, структурные карты, карты глубин залегания подземных вод и другие геологические модели.

  

 На первую страницу